Талашкино-Фленово
В восемнадцати километрах к югу от Смоленска находится бывшая усадьба Тенишевых – Талашкино. Здесь на рубеже XIX–XX вв. известная меценатка, коллекционер и художница М.К. Тенишева создала своеобразный художественный центр, получивший широкую известность не только в России, но и за ее пределами. Этой весной мне довелось побывать там.
Из справочных источников мы знали, что в 1893 г. князь В. Н. Тенишев приобрёл усадьбу и соседний хутор Флёново для своей жены Марии Клавдиевны, которая пригласила сюда известных живописцев, скульпторов, архитекторов, мастеров прикладного искусства (С. В. Малютина, М. А. Врубеля, К. А. Коровина, И. Е. Репина, Н. К. Рериха, А. Н. Бенуа, М. В. Нестерова, Д. С. Стеллецкого, И. Ф. Барщевского и др.). Профессиональные художники, многие из которых входили также в Абрамцевский художественный кружок, работали в Талашкино рядом с народными мастерами из соседних деревень, стремясь возродить традиции народного искусства. В 1900 г. в Талашкино были организованы резчицкая, столярная, керамическая и вышивальная мастерские. Продукция мастерских неоднократно экспонировалась на художественных выставках в России и за рубежом.
И вот мы на месте. Место встречало нас сказочно - на дорожке ведущей к имению сидела настоящая роскошная лягушка-царевна, правда без стрелы. Мы поздоровались с ней и потихоньку, чтобы не потревожить ее покоя прошли дальше.
Первое, что мы увидели, это «Теремок». В 1901 году по проекту художника С.В.Малютина был возведен этот сказочный домик. Сама постройка очень оригинальна и удивляет своими фантастическими росписями, завитками чудовищных цветов, странными зверями и птицами. Яркая раскраска, эффекты выпуклых и вогнутых поверхностей, сказочные мотивы на фасадах создают образ праздничный и фантастический. На главном фасаде — солнце и сказочные коньки, завитки трав и жар-птица. Есть даже скульптурные изображения драконов. На наличнике восточного окна — лебедь, восходящее солнце, серп луны и звезды. Изображение
При Тенишевой здесь находились вышивальные и белошвейные мастерские. После Великой Отечественной войны «Теремок» стоял разрушенным, и смоленские реставраторы возродили его вновь, воссоздав таким, каким он был задуман и построен художником С. В. Малютиным.
В интерьере разместился филиал Областного музея изобразительного и прикладного искусства.
Посетители могут увидеть гостиные, уставленные деревянной резной мебелью, собранием посуды в русском стиле и печками с керамическими изразцами, расписанными вручную по эскизам наменитых художников, акварели и многое другое.
Тропинка от «Теремка» приводит к другой сохранившейся постройке — церкви св. Духа. Строительство ее было начато на год позднее в 1902 году. Считается, что над проектом работали И.Ф.Барщевский, М.К.Тенишева, С.В.Малютин и В.В.Суслов.
Расписывать церковь пригласили Н.К.Рериха. Над ее украшением он трудился с 1908 по1914 год, однако отступления от православного канона послужили причиной того, что храм так и не был освящен. К сожалению росписи не сохранились ( в советское время в храме был склад, зерно ссыпали с грузовиков через окна) и внутри нет экспозиции. Уцелевшая смальтовая мозаика снаружи "Спас Нерукотворный" дает представление о стиле талашкинских произведений Рериха.
Однако отчего-то эта церковь произвела на меня грустное впечатление и мы поспешили спуститься вниз к зданию школы.
Талашкинская школа создавалась с сельскохозяйственным уклоном: учебный курс продолжался пять лет, обучение было бесплатным, за счет меценатства. Кроме здания школы, были построены здания библиотеки, столовой, спален, пчеловодческого музея, метеостанции, дома учителей. "Талашкинская княгини Тенишевой сельскохозяйственная школа I разряда" имела большой плодовый сад, огород, ягодник, пчеловодное и рыбоводное хозяйства и "показательный хутор".
В школе преподавались общеобразовательные предметы, а также земледелие, скотоводство, садоводство, огородничество, пчеловодство и ремесла: столярное, гончарное, кузнечное, шорное, плотническое, для девочек – рукоделие. Несмотря на это, уделялось внимание и творчеству – учащиеся обучались музыке, пению и рисованию. В школе действовал свой собственный музыкальный оркестр народных инструментов.
Сейчас в здании сельскохозяйственной школы – музей. В большом зале расположился учебный класс с деревянными партами. Вдоль стен оригинальные учебные пособия. Меня впечатлила витрина с колбочками, пробирками и баночками для химических опытов, а так же рисунки в учебнике с упражнениями в устном и письменном изложении мыслей. Школьная форма того времени - красная рубашка, плисовые штаны и оригинальные сапоги для мальчиков, сарафаны для девочек выглядят очень нарядно.
Второй зал посвящен музыкальным занятиям учеников. Здесь можно увидеть коллекцию расписных балалаек, произведших фурор на Всемирной выставке в 1907 году в Париже.
Надо отметить, что сотрудники музея школы очень подозрительны и малоразговорчивы. Очевидно, чего-то опасаются, сопровождают посетителя у каждого стенда, быстро выключают свет, когда осмотр закончен. Это не очень приятно, когда стоят у тебя за спиной с молчаливым укором экономии электроэнергии. А вот сотрудники в «Теремке» наоборот радушны и видя, что посетитель ломает голову и пытается разгадать назначение предмета, с удовольствием рассказывают о нем. Так я узнала о красивом резном походном сундуке плоского вида, который клали под голову в качестве подушки. Довольно удобно и безопасно.
Выйдя из здания школы, мы решили рассмотреть получше драконов на «Теремке» и въездные северные ворота.
А затем по дорожке спустились вниз, прогулялись к прудам.
Там нам попался симпатичный домик, в котором мы обнаружили обычный туалет, где к своему удивлению были настоятельно обилечены как в кинотеатре.
Уезжая, я думала, что неплохо было бы попасть сюда летом и увидеть Талашкино во всей своей природной красе.